Русское народное творчество

Педагогический работник Ховренкова Татьяна Ивановна.
Педагогический работник
Ховренкова Татьяна Ивановна

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
 Актуальность: Приобщение детей к нравственным традициям нашего народа способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, сохранения истории нашей Родины. Цель проекта: Формировать у детей первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа. 
Задачи:
 • формировать систему знаний о русской народной культуре и истории; 
• формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
 • воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа. Принципы проекта:
 • Планомерности – планирование перспективное и календарное
 • Систематичности – 2 раза в месяц Учёта возрастных особенностей:
 • Учёта половых особенностей: девочки – украшают кокошники, мальчики – доспехи.
 • Наглядности – обстановка и оборудование, дидактические пособия
 • Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
 • Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изобразительная деятельность, развитие речи, познавательное развитие.
 • Комплексности - (задачи эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания), а также интегрированности
 • Содержание проекта:
 • Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
 • Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
 • Народное искусство и промыслы – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
 • Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества.
 • Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
 Ожидаемый результат: 
• сформированность навыков восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
 • применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству; 
• творческая активность и самостоятельность дошкольников, расширение кругозора детей Основными критериями результативности являются: 
• Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа: - задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?); - знает различные источники информации; - владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей; - обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»; - стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
 • желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
 • умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества. 
Этапы осуществления проекта: 
1.Организационный (01.09.2018по 30.04.2019г.)
 • подбор методической и художественной литературы.
 • подбор экспонатов
 • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
 • разработка занятий, определение тематики бесед.
 • тематическое и перспективное планирование.
 • подбор музыкального репертуара.
 • разработка сценариев, викторин, развлечений. 
• подбор литературного сопровождения к физминуткам. 
2.Диагностика детей. Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
 • Проявляет интерес к русской национальной культуре.
 • Умеет играть в русские народные игры. 
• Узнает героев русского народного фольклора. 
• Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.
 • Знает название народных праздников, некоторых традиций.
 • Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
 • Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
 • Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества. 
• Знает народные промыслы, их характерные черты
 3. Обогащение развивающей среды. Уголки творчества и ручного труда - оснащены досками для рисования, бумагой разного формата, цветными мелками, красками, карандашами, трафаретами, материалом для поделок: кора, глина, ветки, шишки, пластилин. мольберты с мелками и фломастерами, выставка детских работ, конструирование на магнитной доске.
 Театральный уголок - различные виды театров, костюмы, украшения - знакомство и разыгрывание народных сказок: передавать в роли настроение, характер персонажа, действовать и говорить от имени разных персонажей, обыгрывать сказочные ситуации. 
Мини-музеи природы - изучение природы и природных объектов родного края, выставка ландшафтов, природных материалов – развитие у детей потребности в самостоятельном освоении окружающего мира. Восхищение удивительной красотой окружающего мира, в уголке живой природы - комнатные цветы, разнообразные по окраске и форме листьев. 
Мини-музей «Народные промыслы» знакомство с ремеслами, с произведениями народного творчества - развитие речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, пробуждая любовь к Родине, к русской культуре. Содержание материалов включает такие экспонаты, как образцы росписи разных промыслов, изделия из дерева, глины, соломки, бересты,  и русских народных костюмов. Предметы русского быта. Также в д/саду созданы: Знакомство с традициями и обычаями русского народа, формирование устойчивого интереса к народной культуре. 
Обогащение представлений детей об окружающем мире, развитие сенсорных способностей, освоение простейших форм наглядно- действенного и наглядно-образного мышления, активизация речи.
 3. Работа с родителями. Созданы папки – передвижки, где выставляется информационный материал по изучаемым с детьми темам (русские узоры, народные промыслы, народные обычаи), организуем выставки детских работ. В газете для родителей помещаем сведения по разным видам детской деятельности, знакомим с основными направлениями нашей работы с детьми. Привлекаем родителей к работе по эстетическому воспитанию детей: создание библиотеки группы, изготовление костюмов и кукол для театрального уголка, украшение группы и прогулочного участка

Отчёт: Разработаны занятия:  «Гость на гость –хозяйке радость», «Украшение дымковской лошадки", «Роспись пасхальных яиц», «Налеп-доска с городецкой росписью», «Роспись матрёшки», поделки из шишек, бересты, изготовление тряпичных кукол. Проведены праздники: «Новый год», «Коляда», «Масленица», «Пасха». Мини –музей русского народного творчества.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
 Актуальность: Приобщение детей к нравственным традициям нашего народа способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, сохранения истории нашей Родины. Цель проекта: Формировать у детей первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа. 
Задачи:
 • формировать систему знаний о русской народной культуре и истории; 
• формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
 • воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа. Принципы проекта:
 • Планомерности – планирование перспективное и календарное
 • Систематичности – 2 раза в месяц Учёта возрастных особенностей:
 • Учёта половых особенностей: девочки – украшают кокошники, мальчики – доспехи.
 • Наглядности – обстановка и оборудование, дидактические пособия
 • Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
 • Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изобразительная деятельность, развитие речи, познавательное развитие.
 • Комплексности - (задачи эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания), а также интегрированности
 • Содержание проекта:
 • Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
 • Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
 • Народное искусство и промыслы – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
 • Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества.
 • Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
 Ожидаемый результат: 
• сформированность навыков восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
 • применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству; 
• творческая активность и самостоятельность дошкольников, расширение кругозора детей Основными критериями результативности являются: 
• Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа: - задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?); - знает различные источники информации; - владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей; - обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»; - стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
 • желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
 • умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества. 
Этапы осуществления проекта: 
1.Организационный (01.09.2018по 30.04.2019г.)
 • подбор методической и художественной литературы.
 • подбор экспонатов
 • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
 • разработка занятий, определение тематики бесед.
 • тематическое и перспективное планирование.
 • подбор музыкального репертуара.
 • разработка сценариев, викторин, развлечений. 
• подбор литературного сопровождения к физминуткам. 
2.Диагностика детей. Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
 • Проявляет интерес к русской национальной культуре.
 • Умеет играть в русские народные игры. 
• Узнает героев русского народного фольклора. 
• Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.
 • Знает название народных праздников, некоторых традиций.
 • Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
 • Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
 • Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества. 
• Знает народные промыслы, их характерные черты
 3. Обогащение развивающей среды. Уголки творчества и ручного труда - оснащены досками для рисования, бумагой разного формата, цветными мелками, красками, карандашами, трафаретами, материалом для поделок: кора, глина, ветки, шишки, пластилин. мольберты с мелками и фломастерами, выставка детских работ, конструирование на магнитной доске.
 Театральный уголок - различные виды театров, костюмы, украшения - знакомство и разыгрывание народных сказок: передавать в роли настроение, характер персонажа, действовать и говорить от имени разных персонажей, обыгрывать сказочные ситуации. 
Мини-музеи природы - изучение природы и природных объектов родного края, выставка ландшафтов, природных материалов – развитие у детей потребности в самостоятельном освоении окружающего мира. Восхищение удивительной красотой окружающего мира, в уголке живой природы - комнатные цветы, разнообразные по окраске и форме листьев. 
Мини-музей «Народные промыслы» знакомство с ремеслами, с произведениями народного творчества - развитие речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, пробуждая любовь к Родине, к русской культуре. Содержание материалов включает такие экспонаты, как образцы росписи разных промыслов, изделия из дерева, глины, соломки, бересты,  и русских народных костюмов. Предметы русского быта. Также в д/саду созданы: Знакомство с традициями и обычаями русского народа, формирование устойчивого интереса к народной культуре. 
Обогащение представлений детей об окружающем мире, развитие сенсорных способностей, освоение простейших форм наглядно- действенного и наглядно-образного мышления, активизация речи.
 3. Работа с родителями. Созданы папки – передвижки, где выставляется информационный материал по изучаемым с детьми темам (русские узоры, народные промыслы, народные обычаи), организуем выставки детских работ. В газете для родителей помещаем сведения по разным видам детской деятельности, знакомим с основными направлениями нашей работы с детьми. Привлекаем родителей к работе по эстетическому воспитанию детей: создание библиотеки группы, изготовление костюмов и кукол для театрального уголка, украшение группы и прогулочного участка

Отчёт: Разработаны занятия:  «Гость на гость –хозяйке радость», «Украшение дымковской лошадки", «Роспись пасхальных яиц», «Налеп-доска с городецкой росписью», «Роспись матрёшки», поделки из шишек, бересты, изготовление тряпичных кукол. Проведены праздники: «Новый год», «Коляда», «Масленица», «Пасха». Мини –музей русского народного творчества.

Программа занятий

Приобщение детей к истокам русской народной культуры
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie